О братьях Пироговых

   Родословная семьи Пироговых началась в с. Новоселки Рыбновского района Рязанской области. Дед будущих прославленных певцов Иван Пирогов, наделенный крепким здоровьем и богатырской силой, в молодости бурлачил на Оке. Иван Пирогов любил петь. Его могучий бас то гудел как рязанский соборный колокол, то разливался удалой ямщицкой песней. Сын его, Степан Пирогов – отец знаменитых братьев Пироговых, унаследовав от отца хороший голос и музыкальный слух, пел в церковном хоре. В семье Степана Ивановича было 5 сыновей и 5 дочерей. Природа щедро наградила всех братьев могучими, чистыми голосами: Григория, Ивана, Михаила, Алексея и Александра. Четверо из них стали профессиональными певцами. Причем трое: Григорий, Александр и Алексей – солистами Большого театра.

 

Иван Степанович Пирогов

   Иван Степанович прожил на свете меньше всех братьев: он погиб в Первую мировую войну. Рассказывают, что во время войны он провалился под лед и вследствие этого получил жестокую простуду, развившуюся в туберкулез, от которого Иван Степанович и умер. Про его голос говорят, что это был огромный бас-баритон, при случае «не чуравшийся и теноровой тесситуры!». Он пел в церковных хорах, откуда его часто выгоняли за то, что его голос перекрывал хор.

 

 

Григорий Степанович Пирогов (1885 – 1931)

   Григорий Степанович родился 12 (24) января 1885 года. К восемнадцати годам он уже  обладал довольно сильным басом. После переезда семьи в Рязань его пригласили петь в церковный хор, который и стал первой музыкальной школой будущего оперного певца.

   В 1908 году состоялся дебют Григория Степановича на оперной сцене: 26 апреля он исполнил партию Каспара в опере К.М. Вебера «Волшебный стрелок» в частной антрепризе в Ростове-на-Дону. А уже через два года его принимают в основной состав труппы Большого театра, где Григорию Степановичу доверяют петь ответственные басовые и баритональные партии. Выдающимся событием в истории отечественного оперного искусства стало исполнение Григорием Степановичем партии Вотана в опере Р. Вагнера «Валькирия». Насыщенные оркестровые партитуры вагнеровских опер требовали соответственно и крупных героических голосов, способных «пробивать» звуком оркестровую «завесу». Для пироговского баса, словно рожденного для вагнеровской музыки, выполнить эту задачу не составляло особого труда.

   После отъезда за границу Ф. Шаляпина Пирогов становится ведущим басом Большого театра. На тот момент в его репертуаре насчитывается около пятидесяти партий. Пение Григория Пирогова отличалось редкой гибкостью и широтой вокальной кантилены, рельефной выразительностью слова, тонкостью динамических оттенков. В его репертуар входили различные партии: от низких басовых до баритоновых. Яркий драматический талант, темперамент придавали сценическим образам Григория Степановича большую жизненную силу. Среди исполненных им партий - Руслан, Борис Годунов, Досифей, Мельник, Мефистофель  и многие другие.

  25 ноября 1930 года состоялось его последнее выступление в зале Московской консерватории. Через некоторое время Григорий Степанович едет на гастроли в Ленинград, где и скончался 20 февраля 1931 года.

 

Михаил Степанович Пирогов (1887 – 1933)

   Михаил Степанович родился 17 (29) декабря 1887 года. Михаил, обладавший в семье лучшим голосом, был больше известен, как знаменитый рязанский протодьякон. Из воспоминаний Олега Александровича Пирогова – сына Александра Пирогова: «Отец говорил, что за всю свою жизнь не слышал подобного баса, как по красоте, так и по мощности и диапазону. Он быстро прославился на певческом поприще, как протодиакон. Любители церковного пения специально ходили его слушать и спорили, сравнивая его с «Церковным Шаляпиным» того времени – знаменитым протодиаконом Розовым. На его службу в Успенском соборе Рязанского кремля меломаны сходились как на концерт. Стены огромного собора начинали вибрировать, когда пел Михаил Пирогов. Он и внешне был громаден и обладал невероятной физической силой».

   Продолжая духовное служение в Богоявленском соборе в Москве, Михаил по настоянию старшего брата Григория выступает на сцене частной оперы Сергея Ивановича Зимина, где исполняет партии старого слуги в «Демоне» А. Рубинштейна и Хованского в опере «Хованщина» М. Мусоргского.

   Однако, будучи от природы человеком очень скромными застенчивым, дальше исполнения второстепенных ролей он не пошел. Выступая в эпизодических ролях, он до своей смерти в 1933 году пел в Богоявленском соборе в Москве.

 

Алексей Степанович Пирогов (1895-1978)

   Алексей Степанович Пирогов, по сцене – Пирогов-Окский, родился 9 (21) февраля 1895 года и тоже обладал очень сильным и красивым голосом. Еще с детства, в гимназистские годы он любил драматический театр, и даже выступил в ученической постановке. После гимназии он поступает в Шаляпинскую драматическую студию. В Первую мировую он был призван на фронт, где его контузило; после этого Алексей был комиссован домой.

   Фактически, Алексей Степанович уже был драматическим актером, но братья настояли на том, чтобы Алексей Степанович все-таки пел. Однако контузия и начало пения "с опозданием" взяли свое. Он не стал ведущим певцом – хотя, тем не менее, проработал в Большом театре семнадцать лет, с 1931 по 1948 год. Такие крупные партии, как Борис или Мефистофель, он исполнял только на периферии, но в Большом театре, по свидетельству многих очевидцев, Алексей Пирогов считался одним из лучших исполнителей партии Досифея в опере М. Мусоргского «Хованщина». Он также пел партию Митьки Коршунова в опере И. Дзержинского «Тихий дон», а партию Ивана Грозного он спел свыше пятидесяти раз.

 

Александр Степанович Пирогов (1899-1964)

   Последним в многодетной семье Степана Ивановича Пирогова и его жены Марфы Нефедовны родился Александр.

   После окончания Рязанской классической гимназии Н. Зелятрова Александр Пирогов переезжает в Москву и поступает на историко-филологический факультет Московского университета и одновременно, так же, как и его братья Григорий и Алексей, в филармоническое училище. После первого прослушивания в Большой театр его не приняли. Однако его пригласили в театр частной оперы С.И. Зимина. За десять дней была выучена одна из самых трудных партий басового репертуара Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно. С первых шагов на сцене А. Пирогов стремился создать что-то новое, спеть партию, которую до него никто не пел. Такой ролью стал Свенгали в опере «Трильби» А. Юрасовского.

   Александр обладал сильным, полнозвучным и ровным во всех регистрах голосом. Природные вокальные данные позволяли певцу исполнять партии баса-профундо, басовые и баритоновые. Так, на одном концерте в Большом зале консерватории Александр спел в одном отделении три арии из «Князя Игоря»: Галицкого (высокий бас), Кончака (бас-профундо), Игоря (баритон).

   С 1924 Александр Степанович становится солистом Большого театра. За время работы в театре спел весь основной классический русский и зарубежный басовый репертуар, а также ряд ролей в новых советских операх. Вершиной творчества певца считается образ Бориса Годунова в одноимённой опере М.П. Мусоргского.